Сложноподчиненное предложения и их употребление в речи.
1. Посмотреть видеоролик .
.
2. Выполнить задания в книге : параграф 46, 47, стр.174, упражнения 309, 312, 313.
Тема. Сложноподчиненное предложения с придаточными определительными.
1. Все данные правила записать в тетрадь и выучить.
2. Работа с книгой параграф 48,49 страница 183, упр. 321, 324, 325, , 326, 327 ( А)
3. Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.
6. Из двух простых предложений построить сложноподчиненное с придаточным определительным.
1. Посмотреть видеоролик .
.
2. Выполнить задания в книге : параграф 46, 47, стр.174, упражнения 309, 312, 313.
Тема. Сложноподчиненное предложения с придаточными определительными.
1. Все данные правила записать в тетрадь и выучить.
2. Работа с книгой параграф 48,49 страница 183, упр. 321, 324, 325, , 326, 327 ( А)
3. Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.
1) Труд составляет самую надежную связь между тем человеком… и тем обществом…
2) Человек редко задумывается о том…
3) Я твердо убежден…
4) … будет прекрасный урожай.
5) Нет на земле человека…
4. Перестроите данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены синонимичными придаточными предложениями.
1. Когда-то это была помещичья усадьба с пышно разросшимися за много десятков лет суковатыми кронами старых вязов и лип, скрывавшими в своих кронах школу.
2. На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее.
3. Море, лениво вздыхающее у берега, завораживает приезжих.
4. Дышащие силой мысли облекаются в слова.
5. Спасательное судно шло к катеру, терпящему бедствие.
5. Работа с таблицей.
Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово") | Присоединяются союзными словами: | Место придаточного предложения | Примеры |
кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда). | Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее. | Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. | |
Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части. | Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником. | ||
Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме | Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой... | ||
Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части. | Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. | ||
Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных | Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок... [существительное, (где),]. Вновь я посетил тот уголок земли, где ( в котором ) я провел изгнанником два года незаметных | ||
Придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который. | Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего. |
- Дорога вела к станции. На этой дороге показались всадники.
- Дятел сел на ту же березку. Он утром шелушил шишки.
- Холм был окружен со всех сторон еловым лесом. 4.Возвышался помещичьий дом.
- 7 Запишите причастный оборот придаточным определительным.
- Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени.
- Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был размыт в утреннем воздухе.
- Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя.
- Тема. Развитие речи. Культура речи. Шедевры усадебно- паркового искусства.
- Работа с книгой страница 188-189, упр. 328 читать, письменно выполнить
- а) работа со словом , работа с предложением, работа с текстом, творческое задание.
- упражнение 330(А)
- Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
- Работа с книгой параграф 50,51 страница 191, упр. 332, 334, 335 , ( А, Б) , 338, 339 А
- 1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей.2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием.3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения.4. Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.
- Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).[гл. + указ. сл.], (что – союз).
- У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов).[ сущ.], (будто – союз).
- Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак).[гл. ], (ли – союз-частица).
- – Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова).[гл. ], (чтобы – союз).
- Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (Песков).[гл. ], (откуда – союз. слово).
Примеры:Обратите внимание!1) В изъяснительных придаточных наиболее разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из них (что, как) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и союзных слов (см. раздел 2, глава 2, п. 2.1).2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.Я разбудил Пашку [зачем? с какой целью?], чтобы он не свалился с дрожек. (А.П. Чехов)В придаточном изъяснительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости.Ср.: Елизавета Киевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой).3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных.Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась (Маршак).Если они употребляются в придаточных изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.Ср.: Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев).4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного.Я не знаю [чего?], придёт ли он сюда; Я не знаю [чего?], был ли он здесь. - Все правила записать и выучить.
- Задание 1 . Дополните простые предложения придаточными. Преобразуйте предложения.1.Пруд был не так велик
- 2. Только те деревья не просто росли.
- 3. Каждое на своем стволе,как медаль на груди, несло небольшую овальную жестяную табличку с фразой
- 4. Я знаю
- Каким предложениям соответствуют схемы:1. [ ...того ], (в котором...).2. [ Кто...], ( тот ... ).3. [ ], отчего( )?Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник ? (Н.В.Гоголь)И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет. (Р.Тагор)Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фехтвангер)Задание
- 2. Определите виды придаточных предложений. Запишите схемы с указанием вида придаточных.
- Внимание! Задание нужно сделать в течении двух недель с 7 апреля по 17 апреля. Сделать скриншоты и отравить на указанную электронную почту lena.slavinsckaya@gmail.com.
Больше не будет домашних заданий?
ОтветитьУдалить