8 а рос.мова

               Сложноподчиненное предложения и их употребление в речи.

      1. Посмотреть видеоролик .
 
 Картинки по запросу "Сложноподчиненное предложения и их употребление в речи."Картинки по запросу "Сложноподчиненное предложения и их употребление в речи."


Картинки по запросу "Сложноподчиненное предложения и их употребление в речи."

   2. Выполнить задания в книге : параграф 46, 47, стр.174, упражнения 309, 312, 313.
 
 💗 Открытка хорошего дня! Доброго дня! Цветы. Девочка. Пожелание ...

 Тема.  Сложноподчиненное предложения с придаточными         определительными.
  
  Презентация на тему: "СПП с придаточными места и времени Запишите ...
Придаточные цели (9 класс, видеоурок-презентация) - YouTube
Придаточные определительные - Презентация 21676-8
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными ...

1. Все данные правила записать в тетрадь и выучить.
 2. Работа с книгой параграф 48,49 страница 183, упр. 321, 324, 325, , 326, 327 ( А)

3. Добавьте вместо точек к данным предложениям по одному придаточному. Запишите, расставляя знаки препинания.
1) Труд составляет самую надежную связь между тем человеком… и тем обществом…
2) Человек редко задумывается о том…
3) Я твердо убежден…
4) … будет прекрасный урожай.
5) Нет на земле человека…

4. Перестроите данные простые предложения в сложноподчинённые, заменяя выделенные второстепенные члены  синонимичными придаточными предложениями.
1.     Когда-то это была помещичья усадьба с пышно разросшимися за много десятков лет суковатыми кронами старых вязов и лип, скрывавшими в своих кронах школу.
2.     На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее.
3.     Море, лениво вздыхающее у берега,  завораживает приезжих.
4.     Дышащие силой мысли облекаются в слова.
5.     Спасательное судно шло к катеру, терпящему бедствие.

5. Работа с таблицей.
Придаточные определительные обозначают признак предмета, названного в главном предложении; отвечают на вопрос какой?; относятся к одному слову в главном предложении- к имени существительному (иногда к словосочетанию "существительное + указательное слово")Присоединяются союзными словами:Место придаточного предложенияПримеры
кто, что, чей, какой, который, где, куда, откуда, когда. При этом в главном предложении часто встречаются указательные слова: тот (та, то, те), такой, всякий, каждый, любой и др









Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда).












Придаточная определительная часть может разрывать главную, находясь в середине ее.

 Мельничный мост, с которого я не раз ловил пескарей, был уже виден. Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.
Союзное слово который может находиться не только в начале, но и в середине придаточной части.



Мы подошли к реке, правый берег которой зарос густым колючим кустарником.




Слово который может стоять даже в конце придаточного предложения, как в эпиграмме

Та нива дарит щедрый урожай, Навозу не жалеют для которой...



Придаточное определительное предложение обычно располагается непосредственно за существительным, которое оно определяет, но может быть отделено от него одним-двумя членами главной части.Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун.







Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных

Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок... [существительное, (где),].
Вновь я посетил тот уголок земли, где ( в котором ) я провел изгнанником два года незаметных
Придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными. Средства связи в них — относительные местоимения кто, что, какой, каков, который. Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) — средство связи — союзное слово кто, выступающее в функции подлежащего.
  6. Из двух простых предложений построить сложноподчиненное с придаточным определительным.
    1. Дорога вела к станции. На этой дороге показались всадники.
    2. Дятел сел на ту же березку. Он утром шелушил шишки.
    3. Холм был окружен со всех сторон еловым лесом. 4.Возвышался помещичьий дом.
    4. 7 Запишите причастный оборот придаточным определительным.
      1. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени.
      2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был размыт в утреннем воздухе.
      3. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя.
      4.  Тема. Развитие речи. Культура речи. Шедевры усадебно- паркового искусства.
      5. Работа с книгой страница 188-189, упр. 328 читать, письменно выполнить 
      6. а) работа со словом , работа с предложением, работа с текстом, творческое задание.
      7. упражнение 330(А)
    5. Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
      1.  Презентация на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным ...20 примеров сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным
      2.             Работа с книгой параграф 50,51 страница 191, упр. 332, 334, 335 ,  ( А, Б) , 338, 339 А
      3.        1. Вопросы: придаточные изъяснительные отвечают на вопросы дополнения, то есть на вопросы косвенных падежей.
        2. Главное слово: придаточные изъяснительные распространяют главное слово в главном, нуждающееся в разъяснении и выраженное глаголом, существительным, прилагательным, наречием.
        3. Средства связи: придаточные изъяснительные могут прикрепляться к главному предложению с помощью:
        • союзов (что, чтобы, как, будто, как будто), союза-частицы ли;
        • союзных слов (кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, когда, зачем, почему и др.).
        В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова, выполняющие функцию дополнения.
        4. Место в предложении: придаточные изъяснительные обычно стоят после слова, к которому относятся. Однако возможна и их позиция перед главным словом.
          Примеры:
        1. Началось с того [с чего?], что Колька из озорства отнял у меня книжку (Гайдар).
          [гл. + указ. сл.], (что – союз).
        2. У Слободкина возникло ощущение [чего?], будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов).
          [   сущ.], (будто – союз).
        3. Мы наперебой расспрашивали кучеров [о чём?], смирные ли у них лошади (Маршак).
          [гл.   ], (ли – союз-частица).
        4. – Юлия Дмитриевна, начальник велел [что?], чтобы вы никуда не уходили (Панова).
          [гл.   ], (чтобы – союз).
        5. Сейчас уже никто не знает [чего?], откуда в курских садах пошла «соловьиная школа» (Песков).
          [гл.   ], (откуда – союз. слово).
        Обратите внимание!
        1) В изъяснительных придаточных наиболее разнообразные средства связи (и союзы, и союзные слова), причём некоторые из них (что, как) могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому в данном случае надо быть особенно внимательным при разграничении союзов и союзных слов (см. раздел 2, глава 2, п. 2.1).
        2) Союз чтобы всегда имеет целевое значение, и он может использоваться в придаточном цели.
        Я разбудил Пашку [зачем? с какой целью?], чтобы он не свалился с дрожек. (А.П. Чехов)
        В придаточном изъяснительном также может использоваться этот союз, но вопрос от главного предложения к придаточному будет иным (вопросы косвенных падежей), а придаточные будут иметь значение желательности, возможности, необходимости.
        Ср.: Елизавета Киевна просила [о чём?], чтобы ей самой разрешили отвезти его в большой лазарет (А.Н. Толстой).
        3) Сравнительные союзы будто, как будто могут использоваться в придаточных сравнительных.
        Там что-то дрожит, мерцает [как? подобно чему?], будто звездочка на ветвях запуталась (Маршак).
        Если они употребляются в придаточных изъяснительных, то от главного слова задается вопрос косвенного падежа, а само придаточное содержит сообщение с оттенком неуверенности, предположительности.
        Ср.: Говорят [что?], будто он принимал на себя не одни адъютантские обязанности (Тургенев).
        4) Союзы и союзные слова обычно стоят в начале придаточного предложения. Именно по ним достаточно легко определить границу между главным и придаточным предложениями. Но союз-частица ли всегда находится в середине придаточного изъяснительного.
        Я не знаю [чего?], придёт ли он сюда; Я не знаю [чего?], был ли он здесь.
        Поэтому такие сложноподчинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями. Кроме того, положение союза-частицы ли надо учитывать при расстановке знаков препинания (запятая ставится не перед ним, а в начале придаточного предложения).
      4.     Все правила записать и выучить.
      5.    
      6.    Задание 1 . Дополните простые предложения придаточными. Преобразуйте            предложения.
        1.Пруд был не так велик 
      7. 2. Только те деревья не просто росли.
      8. 3. Каждое на своем стволе,как медаль на груди, несло небольшую овальную жестяную табличку с фразой
      9.  4. Я знаю 

      10. Каким предложениям соответствуют схемы:
        1. ...того ], (в котором...).
        2. Кто...], ( тот ... ).
        3. [ ], отчего( )?

        Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник ? (Н.В.Гоголь)

        И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет. (Р.Тагор)

        Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фехтвангер)Задание
      11.  2. Определите виды придаточных предложений. Запишите схемы с указанием вида придаточных.
    6.     Внимание! Задание нужно сделать в течении двух недель с 7 апреля по 17 апреля. Сделать скриншоты и отравить на указанную электронную почту lena.slavinsckaya@gmail.com.
    7.  Хорошего настроения и удачного дня

1 комментарий: